Музыкальный подклад
Привет, друзья!
В этой статье я расскажу вам о нескольких методах работы с музыкальными подкладами, или, как их еще называют, фонограммами.
Что это вообще и зачем нужны подклады?
Как правило, музыкальные группы, особенно если они работают в околороковых направлениях, представляют собой схожий комплект музыкантов. Один или несколько гитаристов, вокалист, басист, барабанщик и иногда клавишник. Но что делать, когда в твоей группе всего 2 человека, как, например, в популярной банде Twenty One Pilots? Как сделать так, чтобы во время концерта одновременно с живым исполнением звучала запись других инструментов?
В этой ситуации музыкальный «подклад» может стать вашим спасением. Фонограммы вносят разнообразие в звучание: к живому звуку со сцены можно прибавить дополнительные инструменты, бэк-вокал, электронику или спецэффекты, например, диалог из любимого кинофильма или автоматную очередь.
И тут начинаются проблемы.
Чтобы подклад прозвучал в нужном месте, он должен быть синхронизирован с игрой остальных музыкантов, и здесь я расскажу, как это можно сделать без помощи звукорежиссеров.
Предположим, мы хотим, чтобы перед началом композиции прозвучала заставка, плавно переходящая в живое исполнение. Для этого делаем следующее:
Шаг I. Устанавливаем ПО
Вам понадобится качественная программа-секвенсор, в которой есть функция одновременной работы с несколькими звуковыми дорожками — мультитрэк. На данный момент одни из самых распространённых музыкальных секвенсоров — Сubase, Sonar, Nuendo, Logic, Studio One, FL Studio, Ableton Live.
Лично я использую Cubase 5.1, так как нахожу данный секвенсор достаточно удобным и распространенным.
Шаг II. Создаем новый проект, выбираем темп и пишем партию метронома.
Когда вы выбрали темп, нужно прописать метроном! В первую очередь он нужен барабанщику. Кому-то удобно, чтобы акцент был на каждый четвертый удар, кому-то — чтобы метроном не отмечал этот удар вообще. Чтобы порадовать вашего ударника идеальным качеством метронома, нам придется еще немного поработать!
* Удобство метронома в подкладе еще в и том, что так можно использовать несколько темпов в одной композиции что, как правило, невозможно при использовании обычных метрономов!
Иногда капризные барабанщики любят определенный звук клика. Обычно выбор звуков для метронома в программе-секвенсоре ограничен, но тут на помощь приходят музыкальные программы и VST-плагины, которые можно встроить в секвенсор. Нам понадобится плагин, имитирующий игру на барабанной установке. Лично я сильно полюбил программу Addictive Drums 2 — она интуитивно понятная, и при некоторой усидчивости можно получить очень живое и классное звучание барабанов! В этой статье мы не будем рассматривать все возможности Addictive Drums 2, так как сейчас нас интересует только звук метронома.
Итак, после выбора темпа песни нарисуем партию метронома. Для этого:
- Выбираем звук: можно использовать, например, один из звуков cowbell.
- Делаем небольшой кусочек, в котором будет 4 такта, и расставляем в нем акценты. Важный момент! Первые 4 удара, после которых барабанщик начнет делать отсчет, лучше сделать либо другим звуком, либо вообще прописать вместе с кликом метронома голос «Раз, два, три, считай». Так барабанщик вступит правильно, даже если прослушает один из ударов метронома.
- Если наш метроном представляет из себя миди дорожку, то оцифровываем её, чтобы получалась стандартная аудио дорожка.
Шаг III. Сохраняем подклад
После того как метроном прописан и оцифрован, а на соседней дорожке стоит нужный нам файл со звуковой заставкой, нужно сделать еще одну манипуляцию.
Разводим по панораме в одну сторону все, что относиться к метроному, а в противоположную — все, что относится к нашей заставке. После того как это сделано, нажимаем mixdown и сохраняем стерео дорожку на винчестер! Подклад готов!
Шаг IV. Включаем подклад на концерте/репетиции
Для того чтобы запустить подклад на концерте или репетиционной базе, нам понадобится:
- Пульт микшерный;
- Источник звука — это может быть плеер, компьютер, планшет или даже телефон (главное, во время концертов не забудьте поставить на нем авиарежим);
- Провод: стерео джек 3,5 на два моно джека 6,3;
- Возможно, удлинитель для наушников.
Инструктаж на случай репетиции:
На репбазе можно обойтись местным микшерным пультом, приносить его с собой не обязательно. Итак, проворачиваем следующее:
- Втыкаем мини джек 3,5 в источник звука;
- Два больших джека 6,3 подключаем в два отдельных канала на микшерном пульте;
- Включаем фонограмму;
- При помощи кнопки PFL смотрим на уровень сигнала выбранного канала, а кнопкой Gain отстраиваем оптимальный уровень звучания, чтобы сигнал, входящий в пульт и выходящий из него не был перегруженным. Канал, в котором сидит метроном, озвучивать не нужно, оставьте фэйдер громкости на нуле.
Далее мы воспользуемся функцией, которая есть практически на всех пультах. Она называется Aux или «посыл».
Теперь протираем вспотевшие от напряжения очки и зорким взглядом находим дырку в пульте с надписью Aux. Втыкаем в нее удлинитель для наушников, который отдаем барабанщику. (В который он втыкает наушники, которые, в свою очередь, засовывает себе в уши.)
Теперь на канале, в котором наш метроном, находим соответствующую ручку Aux. Это и будет уровень громкости, который будет посылаться нашему барабанщику. Обратите внимание, что, как правило, на пультах присутствует еще одна общая ручка, или фэйдер Aux - мастер канал для аукса. Проследите, чтобы громкость была включена.
*Дельный совет: таким же способом вы можете посылать в уши барабанщика сигнал с любого рабочего канала, например, вокал или подклад.
Еще раз вкратце: сигнал метронома с нашего воспроизводящего устройства попадает в пульт, и по Aux идет через удлинитель для наушников и наушники прямо в мозг барабанщика, который уже ждет заветные «раз, два, три, считай».
Второй моно сигнал с нашего устройства так же идет в пульт, из которого попадает в колонки, так чтобы все музыканты могли его слышать.
К сожалению, для того, чтобы осуществить данную схему на концерте, вам потребуется приобрести еще один маленький микшерный пультик. (Можно поискать даже еще более простой прибор, нас интересует цепь «моновход — усилитель/регулятор громкости — стереовыход»). Выглядеть это будет так: стоя на сцене, мы торжественно вручаем провод с минусовкой местному звукорежиссёру, параллельно снабжая его четкими указаниями: «чувак, это наш подклад, вруби в дибокс ёу». Провод, в котором сидит метроном, вставляем в любой канал маленького пульта, из которого забираем сигнал, используя гнездо выхода на наушники, и отправляем его опять-таки барабанщику.
*Дельный совет: определите заранее, какой из моно джеков отвечает за метроном, а какой за подклад и сделайте на одном из ни них пометку, например, из полоски изоленты, что бы во время концерта нечаянно не нае… не ошибиться.
К плюсам этой схемы можно отнести достаточную простоту и скорость коммутации, и как, ни странно, надежность. Конечно, для того, чтобы быть в этом абсолютно уверенным, не забудьте как можно больше репетировать с одним и тем же звуковым носителем.
Самым главным минусом можно считать то, что ваша фонограмма будет воспроизводиться в режиме моно.
Есть более дорогостоящий вариант, но зато с его помощью можно запускать стерео подклады. Для этого нам понадобится:
- Приличный ноутбук или другой девайс, способный обеспечить работу нужного софта (некоторых современных планшетах появилась возможность подключать внешние звуковые USB-карты через специальные переходники);
- Внешняя звуковая карта (Лично я использую звуковую карту MOTU MicroBook II);
- Два провода джек-джек на 6,3.
Технология проста:
- Открываем на ноутбуке ваш проект;
- Назначить на канале с метрономом, чтобы сигнал выходил на наушники;
- Если вы на репетиционной точке, проводами джек-джек подключаем левый и правый выход со звуковой карты к пульту (не забудьте развести панораму налево и направо или воткнуться в стереоканал). Если вы на концерте — отдаёте звукорежиссёру как со словами: «Это наш стереоподклад втыкай его в стереодибокс, и не заставляй звезду ждать!»
- В выход наушников в карте включаем наушники барабанщика.
* Дельный совет: если вы пишете альбом в студии, запросите у звукорежиссёра так называемый «стим» проект. Это подразумевает, что все инструменты будут скинуты по отдельности: отдельно дорожка барабанов, отдельно бас-гитара, основной вокал, бэк-вокал и так далее. Вы сможете использовать эти дорожки на концертах или репетициях. Но не рассчитывайте, что звук будет точно такой же, как на альбоме. Это связано с тем, что при сведении используют эффекты класса Сhains, которые начинают работать при взаимодействии дорожек друг с другом. Тем не менее, если вы поставите все дорожки в ваш «подкладочный» проект, вы никогда не будете страдать из-за того, что тот или иной музыкант опаздывают на репетицию. Одним нажатием кнопки открывается нужная партия, которая тут же становится частью подклада и позволяет провести полноценную репетицию. А если, не дай бог, в вашей группе есть не совсем ответственные персонажи, которые могут внезапно пропустить концерт — такой проект со всеми партиями может вас спасти от публичного позора и сохранить ваше доброе имя перед организатором концерта и слушателями.
Ну вот и все, друзья! Если остались вопросы - пишите письмо на адрес Sopper@mail.ru или в ВК https://vk.com/alexgrieg.
На нашей студии звукозаписи RavenLoftrecords мы поможем с изготовлением подкладов для вашего коллектива! Не забывайте, что для здорового пищеварения необходимо посещать репетиционную базу минимум один раз в неделю.
Всего вам наилучшего, искренне ваш Алексей Спиридонов!